Москва, Дмитровское шоссе, 157
м. Алтуфьево, ст. Лианозово, Марк
Как к нам проехать
По будням с 9:00 до 21:00

Пресс-центр

В России финансовый аутсоринг пока не очень развит, однако он набирает все большую популярность. К выбору компании, которой вы сможете доверить вести ваш бухгалтерский, налоговый или управленческий учет, надо подойти очень ответственно. В этом поможет наш материал.

В основе аутсорсинга лежит теория делегирования полномочий, предполагающая передачу части функций компетентным сотрудникам, которые смогут выполнять работу без потери качества. Поговорим о финансовом аутсорсинге поподробнее.

В отличие от западных стран, где аутсорсинг достаточно распространен, на российском рынке он пока находится в зачаточном состоянии. Вместе с тем, он набирает все большую популярность. Согласно данным, указанным на сайте statista.com, размер рынка финансового аутсорсинга (F&A) в 2015 году составил 27,3 млрд долларов. По различным прогнозам в 2015–2018 годах мировой рынок финансового аутсорсинга вырастет на 8%–30%.


Какие функции стоит передать на финансовый аутсоринг


На финансовый аутсорсинг обычно передают часть процессов бухгалтерского учета, например, расчет заработной платы, учет кредиторской и дебиторской задолженности. Некоторые компании передают на финансовый аутсорсинг весь бухгалтерский и налоговый, а также управленческий учет передаче бухгалтерского учета на аутсорсинг .

Имейте в виду, что аутсорсингу финансовых услуг сопутствует большой перечень вспомогательных работ. Например, сопровождение налоговых и аудиторских проверок, информирование об изменениях в действующем бухгалтерском и налоговом законодательстве, коммуникации с контрагентами аутсорси по вопросам предоставления первичной учетной документации и т.п. Так что во избежание дальнейших проблем необходимо составить перечень процессов, подлежащих передаче. Чем точнее будет определен список, тем меньше трудностей возникнет в будущем.

Помимо этого, важно понимать, что если какой-то процесс не описан вдоговоре аутсорсинга, то с юридической точки зрения исполнитель не будет нести ответственности, даже несмотря на то, что с точки зрения полноты процесса осуществляемых функций – он должен выполнять этот процесс.


Как выбрать компанию для аутсорсинга финансовых услуг


Отбор поставщиков услуг целесообразно проводить в два этапа. Требования к подбору потенциального аутсорсера также следует разделить на 2 этапа: для первичного и для окончательного отбора.

При первичном отборе необходимо выбрать требуемое количество возможных поставщиков услуг для последующего ведения переговоров. На этом этапе потенциальное качество можно определить очень условно и только по косвенным признакам. Для оценки можно использовать такие критерии, как:

Когда же потенциальные поставщики услуг выбраны, необходимо подготовиться к переговорам для более детального изучения возможностей оказания качественных услуг с целью окончательного выбора аутсорсера. Для этого этапа следует сформировать критерии отбора, определить алгоритм оценки, способ консолидации данных и анкету, которую потребуется заполнить по итогам переговоров с каждым аутсорсером для последующей консолидации.

Например, чтобы определить в достаточной ли степени аутсорсер поддерживает квалификацию своих сотрудников, надо убедиться, что потенциальный поставщик услуг проводит оценку профессиональных знаний сотрудников, как минимум, ежегодно и обладает собственным корпоративным университетом, в котором на системной основе обучает своих специалистов. Чтобы быть уверенными в сохранности и конфиденциальности передаваемой аутсорсеру информации, целесообразно запросить наличие сертификатов по стандартам SSAE 16 и ISO 27001 и т.д.


Стоимость финансового аутсорсинга


Качество – не единственный критерий отбора. Стоимость оказываемых услуг также имеет существенное значение. Финансовый аутсорсинг является достаточно сложным с точки зрения ценообразования. На сегодняшний день нет общепризнанных методик, позволяющих определить корректность формирования стоимости, поэтому заказчикам нужно подходить к сравнению цен с должным вниманием. Особенностью является то, что сравнивать надо не итоговую стоимость коммерческого предложения одного аутсорсера с другим, а «наполнение» этой стоимости, оно должно быть идентично. Например, аутсорсер может дать цену ниже за счет того, что ограничил количество обрабатываемых документов, включенных в заявленную стоимость, и при превышении этого лимита заказчик должен будет доплачивать за дополнительный объем, либо учтена подготовка не всех деклараций и отчетов и т.п. Если аутсорсер не запрашивает информацию о количестве всех имеющихся в организации документов – это должно вас насторожить. Без этой информации корректно посчитать стоимость невозможно.

В заключение осталось отметить, что большинство российских аутсорсинговых компаний еще молоды, поэтому в большинстве своем не обладают достаточным опытом, отлаженной методологией, накопленной базой знаний и репутацией. Уровень менеджмента также не всегда оказывается на высоте.

Все это накладывает на потенциального заказчика дополнительные требования в части выбора, проработки процесса взаимодействия с аутсорсинговой организацией, последующего контроля качества и эффективности для того, чтобы потенциальные преимущества аутсорсинга не обернулись полным фиаско вследствие реализации рисков, присущих текущей стадии развития экономики страны в целом и финансового аутсорсинга в частности.